Русская национальная культура

19 декабря, 2013
» » Русская национальная культура
Русская национальная культура
Русская национальная культура
Начиная с 1905 года в связи с политическими изменениями в стране, произошли изменения и культурной жизни России. Все они были связаны с главным вопросом эпохи – отношением к революции. Художественную интеллигенцию по-прежнему волновала проблема судеб национальной культуры, но теперь уже в новом ракурсе. Менялся привычный уклад жизни, а вместе с ним и идеологические взгляды творческой элиты. Постоянно существовавшая борьба вкусов эстетических школ и художественных тенденций теперь подчинялась основной проблеме социально-политической борьбы. Этот период ознаменовался глубокими противоречиями, которые существовали во всех областях жизни того времени. Каждый русский художник решал для себя, где его место во вновь сложившихся условиях, и что он должен предпринимать в контексте революции.
Мало кто поступал решительным образом, связывая свою художественную деятельность с участью передового революционного класса. Среди них можно выделить классика русской литературы Максима Горького.
Многим тяжело давался этот выбор. Ведь для того, чтобы принять решение, им нужно было вступить в мучительную духовную борьбу с уже сложившимися привычными представлениями, с коллегами по искусству, с самим собой. Подобным образом нашел свое место в сложившейся революционной ситуации Александр Блок.
Но некоторая часть русской элиты отвергала революцию. Одни становились в позицию открытой идейной борьбы с ней. Другие пытались удалиться от неспокойной и порой опасной общественной жизни, предаваясь безмятежному чистому художественному творчеству. Они старались не видеть проблем общества и жили в своем идеальном мире.
После поражения революции неизбежно наступил глубокий идейный кризис, который проник во все сферы культурной жизни русского общества. Возникло острое ощущение необратимости исторических событий, необходимости находить новые пути развития. Общество требовало укрепления пошатнувшихся основ мировоззрений и лихорадочно искало новые истины, несмотря на неумолимый натиск истории, который вселял ужас и тревогу в души людей. Некоторых эти события привели к глубокому разочарованию, что повлекло за собой полную утрату интереса к событиям, происходившим в социально-общественной жизни. Такие деятели культуры углублялись вглубь человеческой души, для них характерным был полет фантазии и творческая мечтательность. Вследствие чего революционно-демократические идеалы в отдельных случаях были категорично отвергнуты.
В таких условиях рождалось глубоко-упадочное искусство русского декаданса. Его характеризовали апокалиптические образы, а также идеи конца света. Хотя они предзнаменовали скорее не конец света, а конец существующего в стране уклада. В то же время произрастало политическое ренегатство и воинствующая безыдейность русского либерализма. Ярким примером этому стали известные «Вехи». По словам Ленина, это было своеобразной энциклопедией ренегатства.

Похожие новости


Становление балета в XVIII веке
Становление балета в XVIII веке
В начале XVIII века понятий балетный театр и балетные спектакли не существовало. Балет в театре присутствовал исключительно в составе опер, которые были популярны среди высших слоев общества. Но время требовало реформ, балет должен был занять свою
Деятельность кружка «Мир искусства»
Деятельность кружка «Мир искусства»
Стравинский находился под твердым влиянием «новой русской школы» и сознательно придерживался ее догматов, когда познакомился с музыкой Дебюсси и Равеля. «Дебюссизм» сам многое взял от ладогармонических новшеств Мусоргского и Бородина, а также от
Наследие «Русских сезонов»
Наследие «Русских сезонов»
Тот пласт культуры, которые создали великие поэты, музыканты, художники, впоследствии названный «Золотым веком» России, предстал перед неминуемым разрушением. На стыке серьезных перемен конца 19 и начала 20-х веков, в социально-экономической жизни
Становление нового периода в искусстве
Становление нового периода в искусстве
Широкое общественное движение конца 1890-х – начала 1900-х годов завершилось кульминационным 1905 годом. В.И.Ленин сказал, что этот год навсегда похоронил патриархальную Россию. Но это было только начало новой эпохи. Множество вопросов нужно было
Идеальная гармония личности
Идеальная гармония личности
Вождь и герой восставших гладиаторов Спартак, образ которого создал Григорович в «Легенде о любви» и «Каменном цветке», символизировал идеал гармонической личности. Премьера балета «Спартак» А. Хачатуряна была поставлена в Большом театре 9 апреля